Главная » 2016 » Июль » 12 » КАК РУГАЛИСЬ В XVIII ВЕКЕ
10:59
КАК РУГАЛИСЬ В XVIII ВЕКЕ

КАК РУГАЛИСЬ В XVIII ВЕКЕ

Статья Андрея Парамонова о том, как и почему ругались люди в восемнадцатом веке в Харькове и на Харьковщине. 

Словам, отмеченным "звездочкой", даны толкования в конце публикации.

"Обычно такие темы меня не интересовали, но сегодня в обеденное время, я услышал в очередной раз сказку о том, какие замечательные были у нас предки. Такие благочестивые, приличные и порядочные, не то что сейчас. В общем, поперчили мне сердечко такими сладкими «песнями». И вот я вспомнил, что обрабатывал сюжеты по ругани за 1756 год по Харьковскому духовному правлению, их набралось десятки. Вкратце опишу самые распространенные на примерах, а потом перейду к тому самому, которое можно и процитировать, уж больно колоритно все это должно звучать для слуха сегодняшних жителей, которые так верят в сказки о благочестие предков.

Поехал 6 мая 1756 г. священник из села Русские Тишки Евстафий Толмачев в гости в с. Русскую Лозовую к священнику Антону, а на обратном пути решил заглянуть на чай ко вдове писаря Харьковской полковой канцелярии Ирине Ивановне Протасовой, которая жила в Тишках. Видно не просто так заехал, ну то дело второе. А в доме находились уже гости: казак Иван Шипилов и подпрапорный* Харьковского полка Данило Донец. Попросили видимо они священника удалиться и не ходить больше к вдове. Просили матерно, на что священник обиделся, но не понял намеков. Тогда был избит рукояткой плетки по голове и ногами. Правда нос пострадал до крови и волос много вырвано. Наказали, Шипилова выпороли при Харьковской полковой канцелярии, а с Донца взяли денег и 100 поклонов при соборной церкви*.

Второй яркий пример без побоев, но любопытными действиями. Попадья* Ирина Павловна, жена священника Иоанно-Богословской церкви сл. Ивановка (сегодня входит в черту города Харькова) 20 октября 1756 г. вышла вечером загонять скот во двор, а тут ей на глаза пономарь* той же церкви Трофим Антипов. Увидел её Антипов, и давай обзывать всякими непотребными словами и хотел было побить, да она убежала во двор. Когда же через время она пошла в братский дом при церкви, а Антипов опять тут как тут! Поругал немного, а потом закинул свою одежу и показывая свой голый зад кричал: «от сюда меня целуйте». Оказалось – был пьян, за дерзость свою сидел на цепи четыре дня и порот плетьми. После наказания дал письменную 
подписку, что впредь такого не повторится.

Словами посерьезнее ругались в Архангело-Михайловской церкви сл. Мерефа* казаки Тимофей Андреевич Решетников, Яков Донченко, Василий Василенко. Пришли они на службу 14 апреля 1756 года и начали вести себя непотребно, ... сделанное священником Василием Миропольским [замечание оставили без внимания], они бранили его и посылали матерно, а потом отняли приношения сделанные прихожанами, а у пономаря отняли церковный ключ. Конечно были пороты.

Хуже всех досталось жене ротмистра* Харьковского казачьего полка Матрене Кондратьевне Нестеровой, которая 6 января 1756 г. пришла вместе с дочерью своей, женой капитана Маврой Ивановной Протопоповой к московскому купцу Михаилу Белашову. Купец арендовал флигель у священника Троицкой церкви г. Харькова. А гостей пригласил для займа у женщин денег. Собираясь уходить они услышали во дворе шум, оказалось, что другие постояльцы подворья, будучи пьяны, набросились на Степана Вербецкого, который приехал на санях, чтобы отвезти женщин домой. Ротмистрша Нестерова потребовала прекратить избиение, но пьяные постояльцы кричали, что этот человек приехал их обворовать и набросились на женщину. 

Вместе с дочерью и Белашовым они укрылись во флигеле, Вербецкий же побежал в дом хозяйки и привел с собой помощь – её служителей. Завязалась драка, когда же она начала утихать на крыльцо дома вышел хозяин дома – священник Борис. Увидев Нестерову он обозлился настолько, что начал бегать по двору и громко кричать, что Нестерова пришла к нему во двор разорять его, выгонять его постояльцев. Потом подскочил к Нестеровой схватил за волосы и кричал: «Какой черт тебя в мой дом звал?». Она попробовала объясниться, но поп её не слушал, начал плевать на неё, показывать кукиши, кричать что она продает воровские паспорта, украла церковные деньги, что она с мужем «проклятые москали* из самого преисподнего ада а не паны, побила Вас лихая несчастливая година побьет и еще, весь ваш нечестивый дух переведется и бодай бы черты душу вашу взяли и весь дом ваш и твой зять Сергей Протопопов недостоин быть капитаном, ходит по ночам и шинки разбивает, избил моего дьяка». Урезонив пьяных постояльцев священника, дворовые служители Нестеровой вывели плачущих женщин со двора. А потом была долгая тяжба, результатов которой к сожалению я пока не нашел. Найдется ещё. Я верю!

Всего же за 1756 год в Харьковской полковой канцелярии было рассмотрено 48 жалоб на ругань и брань в самом г. Харькове. Для такого маленького города, каким был Харьков, это много". 

Источник: http://blogs.korrespondent.net/blog/events/3537183/
________________________

Примечания:

1) * "...подпрапорный Харьковского полка Данило Донец...", "...досталось жене ротмистра Харьковского казачьего полка...". Князь Голицынчин, возглавивший при Екатерине I Украинскую дивизию, ввёл в слободских полках чин полкового ротмистра, по старшинству находившийся между полковым судьёй и асаулом. В сотнях был введён чин подпрапорных, которые за службу производились в сотники. Производств в ротмистры зависело от дивизионного генерала, а подпрапорных от полковников.

2) * "...100 поклонов при соборной церкви" - то есть буквально совершить сто земных поклонов по православному обряду в главном (или одном из главных) храмов города.

3) * Попадья - жена священника.

4) * Пономарь - служитель православной Церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении.

5) * "...сл. Мерефа..." - слобода Мерефа. Слобода - вид поселения или района города. На момент его основания жители имели освобождение («свободу») от какой-либо государственной повинности.

6) * Москаль - в XVII—XIX веках слово использовалось в значении «солдат русской армии» (вне зависимости от этнического происхождения). Также, это слово использовалось и в современном понимании - "москвич", "русский".

Просмотров: 527 | Добавил: ErsGe | Теги: парамонов, Ругань, история первомайского | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]